Айварас Драудиньш, директор Департаменту самоуправлінь Міністерства захисту навколишнього середовища та регіонального розвитку Латвійської Республіки, розповів порталу «Децентралізація вдали» про важливість об’єднання територіальних громад в Україні для їх розвитку і процвітання, високо оцінив темпи процесу об’єднання та поділився досвідом своєї країни у реформуванні місцевого самоврядування.
Інтерв’ю публікується мовою оригіналу
Господин Драудиньш, Вы побывали в Украине и очевидно знаете, что у нас за 4 месяца, с начала процесса создания объединенных территориальных общин, создано 159 объединенных общин, в которых состоялись первые местные выборы. Еще более 30 объединенных общин ждут назначения в них выборов. Как Вы оцениваете достигнутые результаты в Украине за 4 месяца в этой сфере? Ведь Ваша страна подобную реформу завершила в 2009 году, и вам наверняка есть с чем сравнивать.
Это следует рассматривать как очень хорошее начало для оптимизации административно-территориального деления территории Украины. В Латвии добровольный процесс создания объединенных самоуправлений проходил гораздо медленнее. Процесс начался в 1998 году, и только в 2005 году было принято законодательство на завершение административно-территориальной реформы в 2009 году.
Какие полномочия получили объединенные самоуправления в Латвии и ресурсы для осуществления этих полномочий?
В 1993 году в принятой концепции реформы самоуправлений были определены три главных основных направления для проведения реформы:
Первые две реформы в основном были реализованы к 1997 году. Были определены права и обязанности местного самоуправления (полномочия), а также зафиксированы отчисления из государственных налогов, система финансового выравнивания. Таким образом, к 1997 году были определены финансовые ресурсы самоуправлений, а также передано в их собственность государственное имущество. Это способствовало реализации мандата местных самоуправлений.
Административно-территориальная реформа самоуправлений была реализована только в 2009 году. Таким образом, полномочия местного самоуправления, а также ресурсы для реализации полномочий долго оставались без изменений. Однако в результате территориальной реформы были отменены районные власти, их полномочия и ресурсы передали окружным самоуправлениям (краям). Особенность территориальной реформы Латвии была в том, что она проводилась на основе уже переданных полномочий и ресурсов самоуправлениям. при реализации территориальной реформы этот принцип практически не изменился.
Как объединение самоуправлений и создание краев повлияло на развитие территорий сел и городов?
В процессе территориальных реформ была создана система местных самоуправлений с населением от 1000 до 34 000.
Округа по населению после территориальной реформы сгруппированы:
Следовательно, преимущества территориальной реформы, главным образом, относится к крупным самоуправлениям с населением более 10 000. Их сейчас 38. Эти округа находятся рядом с городами республиканского значения или же вокруг мощных центров развития.
В региональных бюджетах сфокусированы финансовые ресурсы, они не расщепляются по селам и районным городам.
Таким образом, можно:
Крупные муниципалитеты (более 10 000 жителей):
Таким образом, крупные муниципалитеты могут предложить более широкий спектр услуг, упорядоченно и сбалансированно развивать инфраструктуру в районных городах и селах.
Отчасти, но лишь отчасти, это также относится к округам с населением от 4000 до 10 000 жителей. Таких 43.
Однако, в очень малой степени эти преимущества получают округи с населением до 4000 жителей. Поэтому в Латвии инициировано обсуждение о втором этапе территориальных реформ для создания более равномерной системы местного самоуправления по числу населения, в которой доминировали бы округа с численностью населения свыше 10 000 жителей.
Имеют ли в Украине объединенные территориальные общины шанс стать такими же успешными и развитыми, как в Латвии? Что им для этого нужно сделать?
Чтобы успешно реализовать территориальные реформы Украины, я думаю, следует принять во внимание следующие условия:
Важным условием является самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и реализации своего бюджета, где четко отмечена доходная база местных органов власти (налоги и т. д.).
Вы посетили объединенные общины Черниговской области и сообщили о том, что Латвия предоставит этим общинам экспертную поддержку. Что можете сказать об этих общинах? Каким видите их будущее?
Каждое объединение - это значительный шаг вперед в укреплении потенциала местных органов власти в интересах своих жителей. Примите во внимание, что общины Черниговской области, также как и общины остальной Украины, в соответствии с действующим законодательством, объединяются добровольно, и мы уважаем политическую позицию в этом вопросе. Конечно, создавая сильное местное самоуправление, у него появляются не только новые возможности, но и большая ответственность. Неотъемлемой частью местного развития является планирование развития территории и привлечения инвестиций. Эти вопросы должны быть решены в объединенных общинах, и здесь помощь может быть предоставлена латвийскими экспертами.
Вам есть что сказать представителям тех общин в Украине, которые пока не спешат объединяться, опасаясь реформы?
Конечно, местные политики склонны в каждом небольшом селе получить свои незначительные финансовые ресурсы и направить их в развитие территории села. Но в этом случае эти ресурсы не будут использоваться с максимальной отдачей, не будет создана администрация местного самоуправления с полномочиями адекватной мощности. Каждое село или город сможет получать больше, если будет находиться в сильном и большом составе самоуправления, чем работая самостоятельно, без объединения финансового и интеллектуального потенциала. В будущем ресурсы, доступные для формирования конкуренции между местными самоуправлениями и крупнейшими держателями ресурсов, как правило, будут иметь сильные и большие самоуправления. У небольших сельских самоуправлений будет мало шансов конкурировать с сильными и опытными объединениями.
Tags:
Source:
Прес-центр ініціативи «Децентралізація влади»
Share the news:
13 November 2024
В Україні затверджено Державний стандарт нової...
Соціальна послуга передбачає два етапи, реалізація заходів програми соціального відновлення (перший етап) та...
13 November 2024
Структура ОМС: порядок внесення змін (відеоурок)
Структура ОМС: порядок внесення змін...
Відеоурок від Програми USAID DOBRE роз’яснює алгоритм дій ОМС за необхідності внесення змін до їх структури та штатів...
13 November 2024
Програми Європейської комісії, доступні українським громадам
Програми Європейської комісії, доступні...
Програми ЄС фінансують проєкти у таких сферах, як освіта, охорона навколишнього середовища, соціальні послуги,...
12 November 2024
Інституційний розвиток, підтримка громад,...
11 листопада Швейцарсько-український проєкт «Згуртованість та регіональний розвиток України», UCORD та Агенція...