Айварас Драудиньш, директор Департаменту самоуправлінь Міністерства захисту навколишнього середовища та регіонального розвитку Латвійської Республіки, розповів порталу «Децентралізація вдали» про важливість об’єднання територіальних громад в Україні для їх розвитку і процвітання, високо оцінив темпи процесу об’єднання та поділився досвідом своєї країни у реформуванні місцевого самоврядування.
Інтерв’ю публікується мовою оригіналу
Господин Драудиньш, Вы побывали в Украине и очевидно знаете, что у нас за 4 месяца, с начала процесса создания объединенных территориальных общин, создано 159 объединенных общин, в которых состоялись первые местные выборы. Еще более 30 объединенных общин ждут назначения в них выборов. Как Вы оцениваете достигнутые результаты в Украине за 4 месяца в этой сфере? Ведь Ваша страна подобную реформу завершила в 2009 году, и вам наверняка есть с чем сравнивать.
Это следует рассматривать как очень хорошее начало для оптимизации административно-территориального деления территории Украины. В Латвии добровольный процесс создания объединенных самоуправлений проходил гораздо медленнее. Процесс начался в 1998 году, и только в 2005 году было принято законодательство на завершение административно-территориальной реформы в 2009 году.
Какие полномочия получили объединенные самоуправления в Латвии и ресурсы для осуществления этих полномочий?
В 1993 году в принятой концепции реформы самоуправлений были определены три главных основных направления для проведения реформы:
Первые две реформы в основном были реализованы к 1997 году. Были определены права и обязанности местного самоуправления (полномочия), а также зафиксированы отчисления из государственных налогов, система финансового выравнивания. Таким образом, к 1997 году были определены финансовые ресурсы самоуправлений, а также передано в их собственность государственное имущество. Это способствовало реализации мандата местных самоуправлений.
Административно-территориальная реформа самоуправлений была реализована только в 2009 году. Таким образом, полномочия местного самоуправления, а также ресурсы для реализации полномочий долго оставались без изменений. Однако в результате территориальной реформы были отменены районные власти, их полномочия и ресурсы передали окружным самоуправлениям (краям). Особенность территориальной реформы Латвии была в том, что она проводилась на основе уже переданных полномочий и ресурсов самоуправлениям. при реализации территориальной реформы этот принцип практически не изменился.
Как объединение самоуправлений и создание краев повлияло на развитие территорий сел и городов?
В процессе территориальных реформ была создана система местных самоуправлений с населением от 1000 до 34 000.
Округа по населению после территориальной реформы сгруппированы:
Следовательно, преимущества территориальной реформы, главным образом, относится к крупным самоуправлениям с населением более 10 000. Их сейчас 38. Эти округа находятся рядом с городами республиканского значения или же вокруг мощных центров развития.
В региональных бюджетах сфокусированы финансовые ресурсы, они не расщепляются по селам и районным городам.
Таким образом, можно:
Крупные муниципалитеты (более 10 000 жителей):
Таким образом, крупные муниципалитеты могут предложить более широкий спектр услуг, упорядоченно и сбалансированно развивать инфраструктуру в районных городах и селах.
Отчасти, но лишь отчасти, это также относится к округам с населением от 4000 до 10 000 жителей. Таких 43.
Однако, в очень малой степени эти преимущества получают округи с населением до 4000 жителей. Поэтому в Латвии инициировано обсуждение о втором этапе территориальных реформ для создания более равномерной системы местного самоуправления по числу населения, в которой доминировали бы округа с численностью населения свыше 10 000 жителей.
Имеют ли в Украине объединенные территориальные общины шанс стать такими же успешными и развитыми, как в Латвии? Что им для этого нужно сделать?
Чтобы успешно реализовать территориальные реформы Украины, я думаю, следует принять во внимание следующие условия:
Важным условием является самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и реализации своего бюджета, где четко отмечена доходная база местных органов власти (налоги и т. д.).
Вы посетили объединенные общины Черниговской области и сообщили о том, что Латвия предоставит этим общинам экспертную поддержку. Что можете сказать об этих общинах? Каким видите их будущее?
Каждое объединение - это значительный шаг вперед в укреплении потенциала местных органов власти в интересах своих жителей. Примите во внимание, что общины Черниговской области, также как и общины остальной Украины, в соответствии с действующим законодательством, объединяются добровольно, и мы уважаем политическую позицию в этом вопросе. Конечно, создавая сильное местное самоуправление, у него появляются не только новые возможности, но и большая ответственность. Неотъемлемой частью местного развития является планирование развития территории и привлечения инвестиций. Эти вопросы должны быть решены в объединенных общинах, и здесь помощь может быть предоставлена латвийскими экспертами.
Вам есть что сказать представителям тех общин в Украине, которые пока не спешат объединяться, опасаясь реформы?
Конечно, местные политики склонны в каждом небольшом селе получить свои незначительные финансовые ресурсы и направить их в развитие территории села. Но в этом случае эти ресурсы не будут использоваться с максимальной отдачей, не будет создана администрация местного самоуправления с полномочиями адекватной мощности. Каждое село или город сможет получать больше, если будет находиться в сильном и большом составе самоуправления, чем работая самостоятельно, без объединения финансового и интеллектуального потенциала. В будущем ресурсы, доступные для формирования конкуренции между местными самоуправлениями и крупнейшими держателями ресурсов, как правило, будут иметь сильные и большие самоуправления. У небольших сельских самоуправлений будет мало шансов конкурировать с сильными и опытными объединениями.
Теги:
Джерело:
Прес-центр ініціативи «Децентралізація влади»
Поділитися новиною:
13 листопада 2024
27 листопада - десятий діалог «Децентралізація...
27 листопада о 13:00 у пресцентрі Українського кризового медіа-центру відбудеться десятий із серії публічних діалогів...
13 листопада 2024
Аналіз проекту Державного бюджету на 2025 рік, підготовленого до другого читання
Аналіз проекту Державного бюджету на 2025 рік,...
9 листопада Кабінет Міністрів України подав до Верховної Ради України проект Закону про Державний бюджет України на...
13 листопада 2024
В Україні затверджено Державний стандарт нової...
Соціальна послуга передбачає два етапи, реалізація заходів програми соціального відновлення (перший етап) та...
13 листопада 2024
Структура ОМС: порядок внесення змін (відеоурок)
Структура ОМС: порядок внесення змін...
Відеоурок від Програми USAID DOBRE роз’яснює алгоритм дій ОМС за необхідності внесення змін до їх структури та штатів...