Председатель Харьковского облсовета рассказал, что препятствует реальной децентрализации

Сделать процесс децентрализации необратимым можно только путем внесения изменений в Конституцию. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Hubs заявил член Конституционной комиссии, президент Украинской ассоциации районных и областных советов, председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов.

Какими темпами идет на Харьковщине процесс объединения громад, предусмотренный Концепцией реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, принятой Кабмином в апреле прошлого года?

Хотел бы вначале сказать, что реформы по децентрализации в стране начаты, сделан первый шаг, хоть и непростой. Сейчас все аналитики и эксперты говорят об успешности финансовой децентрализации. Если бы не негативные макроэкономические показатели и высокий уровень инфляции, то увеличение уровня доходов, которые территориальные громады получили уже в 2015 году с учетом изменения в Налоговый и Бюджетные кодексы, выглядели бы более существенными. Абсолютные цифры говорят о том, что в прошлом году местное самоуправление получило дополнительно порядка 100 млрд грн, в том числе Харьковская область в сводный бюджет – дополнительно 4,2 млрд грн.

Что касается вопроса объединения громад, то в своей тактике мы придерживаемся принципа «добровольное», обозначенного законом. Мы не форсируем процесс, в то же время – содействуем тому, чтобы громады понимали преимущества добровольного объединения и ищем принципиальных, образованных, ответственных людей, готовых взять на себя ответственность за судьбу объединенных громад. Поэтому Харьковская область в количественных показателях не является лидером, но мы делаем ставку на качество, чтобы это были самодостаточные, успешные громады. Первая объединенная Старосалтовская громада уже создана, и 27 марта там состоятся выборы. Также готовятся документы о создании Песочинской и Мерефянской объединенных громад. Еще 10 громад сегодня завершают консультационную работу с прилегающими к ним сельскими, поселковыми советами, чтобы принять окончательное решение и выйти с инициативой о создании новых укрупненных дееспособных территориальных громад.

По вашему мнению, в бюджете-2016 заложен справедливый принцип распределения между тем, что дают из центра, и тем, что оставляют на местах?

Этот принцип никогда не был справедливым, и сегодня главная задача финансовой децентрализации, как части реформы местного самоуправления, состоит в том, чтобы большее количество налогов оставалось на территориях, где производятся материальные блага. И чтобы мы раз и навсегда разрушили систему, существовавшую десятилетиями, когда все эти налоги поднимались в центр. И потом, часто на основе субъективного подхода, росчерком пера одного или нескольких чиновников распределялись в регионы, а уже после – в  города и села. Для этого создан Фонд государственного регионального развития, который предусматривает механизм распределения средств – в зависимости от количества населения, проживающего в регионе, а также с учетом компенсации территориям, находящимся в депрессивном состоянии и нуждающимся в дополнительной помощи государства. Но самое главное – иметь долгосрочные правила игры, а средства, которые выделяются через Фонд, должны быть привязаны к государственному бюджету в процентном отношении, а лучше – к валовому продукту. Тогда каждый регион сможет прогнозировать, сколько средств он получит из Фонда в следующем году или через год или два. И тогда можно будет принимать долгосрочные программы социально-экономического развития. Я считаю, что главная задача состоит в том, чтобы уйти от недоверия, которое существует ко всем органам власти относительно фактора распределения средств, которое является самым чувствительным фактором в отношениях центра и регионов. Нужно рассредоточить как можно большее количество поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты. Чтобы все это было прозрачно, а депутатский корпус понимал – откуда берутся деньги и территориальные громады, самостоятельно выполняя свои полномочия, могли ними распоряжаться. Більше - ТУТ.

Область:

Харківська область

Джерело:

«hebs»

Читайте також:

14 квітня 2025

Розробка місцевого плану управління відходами: з чого почати?

Розробка місцевого плану управління відходами:...

Наприкінці січня 2025 року уряд схвалив Національний план управління відходами до 2033 року. Впродовж року після...

14 квітня 2025

Демократія участі у дії: як проєкт BRIDGE формує нову якість взаємодії громад і влади в Україні

Демократія участі у дії: як проєкт BRIDGE...

Навіть у час війни Україна створює найвищі стандарти громадської участі — саме цей меседж став лейтмотивом форуму у...

14 квітня 2025

Замість листів співчуття - справжня допомога: Білозерська громада в проєкті «Пліч-о-пліч»

Замість листів співчуття - справжня допомога:...

  Начальник Білозерської селищної військової адміністрації Ігор Острівний розповів про життя на Херсонщині під...

11 квітня 2025

Місцеві бюджети отримають 1,5 млрд грн додаткової дотації за I квартал 2025

Місцеві бюджети отримають 1,5 млрд грн...

11 квітня Кабінет Міністрів України розподілив додаткову дотацію з державного бюджету місцевим бюджетам за І квартал...